Порочность российских закупок: прозрачная процедура и непрозрачная цена — ЦКР
Ценообразование в закупках - значительный резерв в повышении их эффективности. Узнайте больше о том, как это достичь, познакомившись с нашими методиками и сервисами. Закупайте, не переплачивая!
г. Москва, Столешников пер., д. 11, оф. 204
8(495)565-32-57 info@pricecontract.ru

Порочность российских закупок: прозрачная процедура и непрозрачная цена

«Ценовые и контрактные решения» приняли участие 22 июля 2019 г. в круглом столе «Государственные закупки и нецелевое расходования бюджетных средств: какой должна быть контрактная система в РФ». Мероприятие было организовано фракцией «Справедливая Россия» Государственной Думы Российской Федерации.
Приводим текст выступления управляющего партнера компании Е.Ю.Вдовина:
«Существующая практика российских закупок с акцентом на контроль процедуры не обеспечивает эффективное расходование средств организаций, а всего лишь маскирует проблемы и злоупотребления.
В качестве основного инструмента закупок насаждаются конкурентные торги, а именно – электронный аукцион на понижение цены.
Но инструмент этот применим при  соблюдении целого ряда условий: полной идентичности закупаемой продукции, так как сравнение идет только по цене, а также переизбытка продукции на рынке и большого количества поставщиков (то есть превышения предложения над спросом).
 В реальности эти условия, как правило, не выполняются, что приводит либо к закупкам некачественных эрзац-продуктов по демпинговым ценам, либо к имитации торгов с завышением цены и «заточкой» под заранее определенного победителя.  То есть фактически поощряется негативное поведение заказчиков  – либо равнодушие к результату закупки, либо корысть и возможность незаконного обогащения, при этом такое поведение маскируется формальным соблюдением закупочных процедур.
 Стоит отметить, что сформировалась целая прослойка недобросовестных, корыстных представителей заказчиков, стремящихся устанавливать  цены в своих интересах, имитируя при этом конкуренцию. Это представляет собой угрозу для экономической безопасности как отдельных организаций, так и страны в целом.
Будем реалистами: мы не можем изменить сознание людей, не устранив причины. Поэтому мы должны прямо сейчас, в рамках действующего законодательства,  начать проводить комплекс мероприятий, которые «высветят» картину предмета и цены закупок,  минимизируя  тем самым риски злоупотреблений.
 Что необходимо сделать?
1. Доработать методику определения НМЦ, так как ныне действующий 567-ПР, региональные и отраслевые методики создают возможность формального подхода к ценообразованию и последующего завышения цены. Речь идет о « КП от трех поставщиков», коэффициенте вариации и прочих методических ошибках.
2. Усовершенствовать Каталог товаров, работ, услуг ЕИС. Размещенный  в ЕИС каталог не выдерживает никакой критики и не предотвращает ни  демпинга, ни заточки.
3. Сформировать источники информации о ценах производителей и поставщиков на товары, работы, услуги, соответствующие позициям каталога и наладить процесс актуализации такой информации. В комплексе с методикой ценообразования и каталогом это позволит определять и обосновывать рыночные цены, что предотвратит как  их завышение, так и демпинг.
4. Разъяснить правила описания объектов закупки. Прекратить практику нынешнего, формального описания, которое  в угоду увеличению количества участников закупки делается расплывчато, без указания товарного знака или со словами «эквивалент», что приводит к  закупке некачественной продукции. Необходимо внедрить приемы описания, позволяющего однозначно указать, что же именно требуется заказчику. При этом существующий закон такое конкретное описание делать позволяет, нужно этому лишь научить.
5. Наладить подготовку в части предметно-ценовой области закупок. Затраты на такую подготовку многократно оправдываются снижением закупочных цен и ростом качества продукции. При этом нельзя допускать формального подхода, при котором даются лишь «вредные советы».
Почему эти мероприятия необходимы?
Очевидно, что завышенные цены и отсутствие контроля исполнения являются питательной почвой для злоупотреблений. Поэтому  нужно обращать внимание не на процедурную форму, а на сущность закупок, оценивать результат – что именно закупили и по какой цене. Нужно устранить саму возможность демпинга или «распила», сделав объект закупки максимально понятным, а цену —  прозрачной и экономически обоснованной.
Для ускорения процесса предлагаем сформировать общественный Совет по ценообразованию – открытый, неангажированный орган, ставящий целью внедрение принципов экономической эффективности  (результативности и экономности). Необходимо наладить взаимодействие с экономической наукой и практикой рынка. При Совете целесообразно организовать третейский суд по ценам закупок для разрешения спорных вопросов ценообразования и комиссию по этике для рассмотрения и предотвращения действий, создающих риск неэффективного расходовании средств.»

22.07.2019 г., фото с сайта партии «Справедливая Россия»

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!