После совещания у вице-премьера И.И.Шувалова 13 сентября 2016 г., на котором рассматривался вопрос о создании Каталога товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (согласно 44-ФЗ должен применяться с января 2017 года), среди закупщиков, экспертов и профильных СМИ с новой силой возобновилась дискуссия на эту тему.
Существует мнение, что создать каталог, охватывающий потребности заказчиков чрезмерно затратно или вообще невозможно, что это потребует участия «миллиона специалистов» и т.д. Эта позиция далека от глубокой экспертной проработки каталога в качестве инструмента, необходимого для развития всей системы закупок – как в целом по стране, так и у отдельно взятых заказчиков (кстати говоря, закупающих не только в рамках 44-ФЗ).
Итак, для чего же необходим Каталог, что он должен представлять собой и реально ли его создать и поддерживать?
Об этом рассказывает генеральный директор компании «ИКС-ПРАЙС», управляющий партнер компании «Ценовые и контрактные решения» Е.Ю.Вдовин. В копилке опыта компаний – участие в создании и сопровождении Справочника предметов государственного заказа (Московский региональный аналог федерального Каталога ТРУ) и Классификатора предметов государственного заказа города Москвы. Последнему прямых аналогов нет, поскольку никто в России, кроме Москвы, не брался решить задачу создания специального классификатора для нужд заказчиков, несмотря на то, что применяемый ныне ОКПД2 изначально не приспособлен для закупок. Кроме того, у компаний имеется опыт участия в работах по контракту на разработку системы ведения и тестовое наполнение Каталога товаров, работ, услуг, создаваемого Минэкономразвития в рамках 44-ФЗ.
Говорит Е.Вдовин:
В настоящее время в госзаказе подробно прописана процедура, как закупать, но нет общеупотребимых описаний того, что закупать. Заказчики, к примеру, бумагу для принтера могут назвать средством для хранения информации. В этом может быть умысел, чтобы процедуру нашел конкретный поставщик, с которым есть договоренность, а может и не быть его, просто заказчики формулируют название объекта закупки по-разному. То есть, сложилась парадоксальная ситуация. Мы знаем, кто заказчик; знаем, сколько денег он потратил. А вот что именно заказчик купил – не знаем!
Также заказчики присваивают разные коды ОКПД2, произвольно описывают закупаемую продукцию, по своему усмотрению формируют наименование контракта. Так как одни и те же товары, работы, услуги называются по-разному, их поиск, систематизация, контроль и анализ крайне затруднены. Недостаточно подробное описание существенных характеристик приводит к риску поставки некачественных товаров, а излишние требования – напротив, к «заточке» под возможности конкретного поставщика. Некорректная кодификация нарушает статистику закупок.
Для решения указанных проблем и необходимо разработать Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных закупок. Номенклатурные позиции Каталога требуется снабдить корректными наименованиями, необходимыми характеристиками и описаниями, кодифицировать по ОКПД2 и другим используемым классификаторам. Таким образом, будут созданы каталожные наименования и описания, используемые при формировании объекта закупки, которыми будут оперировать все заказчики. Также нужно предоставить заказчикам снабженную максимально удобным функционалом информационную систему для работы с Каталогом и обеспечить обязательный выбор из него закупаемой Заказчиком продукции.
В упрощенном виде процесс формирования Каталога можно представить следующим образом. В соответствии с потребностью заказчика создается номенклатурная позиция Каталога, например, «Кабель многожильный 1×25 кв. мм (желто-зеленый)». Созданная позиция содержит наименование и перечень значимых для заказчика характеристик и их значений. Путем анализа рынка собираются сведения о функциональных аналогах с обоснованием, т.е., конкретных товарах, соответствующих указанным требованиям. И так далее – для всех потребностей заказчиков. Все, Каталог готов! Как раз этой многократно дублируемой работой и занимается сейчас «миллион специалистов»! Сколько заказчиков закупают «Кабель многожильный 1х25 кв. мм (желто-зеленый)», столько раз и повторяется процесс. И именно для того, чтобы тысячи, а для часто закупаемых видов продукции, сотни тысяч (!!) раз не делались запросы информации для анализа рынка, не формировались бесконечно варьируемые описания с целью дальнейшей организации закупки продукции с одинаковыми на самом деле характеристиками, и создается Каталог. И вот тогда формированием описания закупаемой продукции будет занято во столько же раз меньше специалистов, сколько раз производится закупка идентичной продукции!
Начать формирование Каталога целесообразно с нескольких тысяч наиболее востребованных позиций, в том числе используя уже имеющиеся региональные разработки.
Стоимость создания и сопровождения Каталога зависит как от количества, так и от полноты информации о каталожных позициях. Цена одной позиции может находиться в диапазоне от ста до нескольких тысяч рублей. В целом создание общероссийского Каталога из ста-двухсот тысяч позиций мы оцениваем в несколько сотен миллионов рублей. Эффект же от внедрения каталога по самым консервативным оценкам составит десятки миллиардов рублей ежегодно!
19.09.2016 г., «Ценовые и контрактные решения», Никита Устимов.
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!