КАТАЛОГ ДЛЯ ГОСЗАКУПОК: КАКИМ ОН МОЖЕТ БЫТЬ? – ЦКР
Ценообразование в закупках - значительный резерв в повышении их эффективности. Узнайте больше о том, как это достичь, познакомившись с нашими методиками и сервисами. Закупайте, не переплачивая!
г. Москва, Столешников пер., д. 11, оф. 204
8(495)565-32-57 info@pricecontract.ru

КАТАЛОГ ДЛЯ ГОСЗАКУПОК: КАКИМ ОН МОЖЕТ БЫТЬ?

После совещания у вице-премьера И.И.Шувалова 13 сентября 2016 г., на котором рассматривался вопрос о создании Каталога товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (согласно 44-ФЗ должен применяться с января 2017 года), среди закупщиков, экспертов и профильных СМИ  с новой силой возобновилась дискуссия на эту тему.

Существует мнение, что создать каталог, охватывающий потребности заказчиков чрезмерно затратно или вообще невозможно, что это потребует участия «миллиона специалистов» и т.д. Эта позиция далека от глубокой экспертной проработки каталога в качестве  инструмента, необходимого для развития всей системы закупок – как в целом по стране, так и у отдельно взятых заказчиков (кстати говоря, закупающих не только в рамках 44-ФЗ).

Итак, для чего же необходим Каталог, что  он должен представлять собой и реально ли его создать и поддерживать?

Об этом рассказывает генеральный директор компании «ИКС-ПРАЙС», управляющий партнер компании «Ценовые и контрактные решения» Е.Ю.Вдовин. В копилке опыта компаний –  участие в создании и сопровождении Справочника предметов государственного заказа (Московский региональный аналог федерального Каталога ТРУ) и Классификатора предметов государственного заказа города Москвы. Последнему прямых аналогов нет, поскольку никто в России, кроме Москвы, не брался решить задачу создания специального классификатора для нужд заказчиков, несмотря на то, что применяемый ныне ОКПД2 изначально не приспособлен для закупок. Кроме того, у компаний имеется опыт  участия в работах  по контракту на разработку системы ведения и тестовое наполнение Каталога товаров, работ, услуг, создаваемого Минэкономразвития в рамках 44-ФЗ.

Говорит Е.Вдовин:

В настоящее время в госзаказе подробно прописана процедура, как закупать, но нет общеупотребимых описаний того, что закупать.  Заказчики, к примеру, бумагу для принтера могут назвать средством для хранения информации. В этом может быть  умысел, чтобы процедуру нашел конкретный поставщик, с которым есть договоренность, а может и не быть его, просто заказчики  формулируют название объекта закупки по-разному. То есть, сложилась парадоксальная ситуация. Мы знаем, кто заказчик; знаем, сколько денег он потратил. А вот  что именно заказчик купил – не знаем!

Также заказчики присваивают разные коды ОКПД2, произвольно описывают закупаемую продукцию, по своему усмотрению формируют наименование контракта. Так как одни и те же товары, работы, услуги называются по-разному, их поиск, систематизация, контроль и анализ крайне затруднены. Недостаточно подробное описание  существенных характеристик приводит к риску поставки некачественных товаров, а излишние требования – напротив, к  «заточке» под возможности конкретного поставщика. Некорректная кодификация нарушает статистику закупок.

Для решения указанных проблем и необходимо разработать Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных закупок. Номенклатурные позиции Каталога требуется снабдить корректными наименованиями, необходимыми характеристиками и описаниями, кодифицировать по ОКПД2 и другим используемым классификаторам. Таким образом, будут созданы  каталожные  наименования и описания, используемые при формировании объекта закупки, которыми будут оперировать все заказчики.  Также нужно предоставить заказчикам снабженную максимально удобным функционалом информационную систему для работы с Каталогом  и обеспечить  обязательный выбор из него  закупаемой Заказчиком продукции.

В упрощенном виде процесс формирования Каталога  можно представить  следующим образом. В соответствии с потребностью заказчика создается номенклатурная позиция Каталога, например, «Кабель многожильный 1×25 кв. мм (желто-зеленый)». Созданная позиция содержит наименование и перечень значимых для заказчика характеристик и их значений. Путем анализа рынка собираются сведения о функциональных аналогах с обоснованием, т.е., конкретных товарах, соответствующих указанным требованиям. И так далее  –  для всех потребностей заказчиков. Все, Каталог готов! Как раз этой многократно дублируемой работой и занимается сейчас «миллион специалистов»! Сколько заказчиков закупают «Кабель многожильный 1х25 кв. мм (желто-зеленый)», столько раз и повторяется процесс. И именно для того, чтобы тысячи, а для часто закупаемых видов продукции, сотни тысяч (!!) раз не делались запросы информации для анализа рынка, не формировались бесконечно варьируемые описания с целью дальнейшей организации закупки продукции с одинаковыми на самом деле характеристиками, и создается Каталог. И вот тогда формированием описания закупаемой продукции будет занято во столько же раз меньше специалистов, сколько раз производится закупка идентичной продукции!

Начать формирование Каталога целесообразно с нескольких тысяч наиболее востребованных позиций, в том числе используя уже имеющиеся региональные разработки.

Стоимость создания и сопровождения  Каталога зависит как от количества, так и от полноты информации о каталожных позициях. Цена одной позиции может находиться в диапазоне от ста до нескольких тысяч рублей. В целом создание общероссийского Каталога из ста-двухсот тысяч позиций мы оцениваем в несколько сотен миллионов рублей. Эффект же от внедрения каталога по самым консервативным оценкам составит десятки миллиардов рублей ежегодно!

19.09.2016 г., «Ценовые и контрактные решения», Никита Устимов.

 

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!