СЧЕТНАЯ ПАЛАТА: КАЖДОЕ СЕДЬМОЕ НАРУШЕНИЕ В ЗАКУПКАХ СВЯЗАНО С ОБОСНОВАНИЕМ ЦЕН – ЦКР
Ценообразование в закупках - значительный резерв в повышении их эффективности. Узнайте больше о том, как это достичь, познакомившись с нашими методиками и сервисами. Закупайте, не переплачивая!
г. Москва, Столешников пер., д. 11, оф. 204
8(495)565-32-57 info@pricecontract.ru

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА: КАЖДОЕ СЕДЬМОЕ НАРУШЕНИЕ В ЗАКУПКАХ СВЯЗАНО С ОБОСНОВАНИЕМ ЦЕН

Счетная палата Российской Федерации опубликовала экспертно-аналитический отчет об итогах закупочной деятельности субъектами 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Значительное количество нарушений по-прежнему связано с тем, что заказчики неправильно обосновывают начальные (максимальные) цены контрактов (договоров), цены контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком.

Это приводит к завышению цен закупок по сравнению со среднерыночными и нерациональному расходованию бюджетных средств. Так, контрольный орган отмечает, что «в настоящее время формирование обоснования НМЦК осуществляется с использованием ценовой информации поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных или однородных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам. При этом высока вероятность того, что предоставленные потенциальными участниками торгов сведения о ценах будут завышены относительно реальных рыночных цен в связи с учетом таких факторов, как возможное снижение цен на торгах, вероятное повышение рыночных цен к моменту заключения и исполнения контракта и иные обстоятельства, в том числе направление запросов о предоставлении ценовой информации компаниям, аффилированным с должностными лицами заказчика. Поэтому особую важность приобретают общедоступные источники информации о рыночных ценах товаров, работ, услуг».

В целом, за 2016 год Счетная палата выявила более 70 нарушений на сумму 6 421,5 млн. рублей, или 13,9 % от общего объема выявленных нарушений (по сумме).

Кроме того, в докладе приводятся нарушения заказчиков, выявляемые Федеральным казначейством в части НМЦ. К наиболее типичным нарушениям относятся следующие:

– использование заказчиком при обосновании НМЦК коммерческих предложений поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) однородных/идентичных товаров, работ, услуг;

– использование при обосновании НМЦК информации о ценах товаров, работ, услуг без учета сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;

– использование общедоступных источников информации с целью обоснования НМЦК, не соответствующих пункту 18 статьи 22 Закона № 44-ФЗ;

– ошибки в арифметическом расчете НМЦК;

– несоответствие рассчитанной НМЦК и НМЦК, указанной в плане-графике размещения заказов.

В части закупок компаниями с госучастием Счетная палата отдельно отмечает негативное влияние из-за отсутствия в Федеральном законе № 223-ФЗ норм, устанавливающих необходимость обоснования начальных (максимальных) цен договоров. Одним из недостатков упоминается отсутствие методики обоснования НМЦ договора в 6 из 10 положений о закупке (АО «Объединенная зерновая компания», ПАО «Русгидро», ПАО «Туполев», АО «Гознак», ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России», ПАО «Ростелеком»). Это также приводит к закупкам по завышенным ценам.  В частности, филиалами ФГУП «Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России» систематически закупались продукты питания по стоимости, значительно превышающей рыночную (по некоторым видам продукции превышали от 1,6 до 4 раз), что нарушает принцип экономически эффективного расходования средств, предусмотренный Федеральным законом № 223-ФЗ.

В выводах из доклада содержатся следующие предложения Счетной палаты в части совершенствования ценообразования:

– рассмотреть вопрос о разработке нормативного правового акта, регулирующего порядок применения методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), вместо Методических рекомендаций, носящих не обязательный характер для применения;

– внести изменения в Федеральный закон № 223-ФЗ, устанавливающие исчерпывающие перечни конкурентных способов осуществления закупок, оснований для заключения договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), необходимость обоснования начальных (максимальных) цен контрактов, запрет на конфликт интересов закупочной комиссии заказчика и участников закупок.

По материалам сайта и отчета Счетной палаты.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!