КАТАЛОГ ДЛЯ ГОСЗАКУПОК – ЦКР
Ценообразование в закупках - значительный резерв в повышении их эффективности. Узнайте больше о том, как это достичь, познакомившись с нашими методиками и сервисами. Закупайте, не переплачивая!
г. Москва, Столешников пер., д. 11, оф. 204
8(495)565-32-57 info@pricecontract.ru

КАТАЛОГ ДЛЯ ГОСЗАКУПОК

(по материалам Е.Ю.ВДОВИНА в газете “Ведомости” от 31.10.2016 г. “В чем польза каталога для госзакупок”)

После совещания у вице-премьера И.И.Шувалова 13 сентября 2016 г., на котором рассматривался вопрос о создании Каталога товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (согласно 44-ФЗ должен применяться с января 2017 года), среди закупщиков, экспертов и профильных СМИ  с новой силой возобновилась дискуссия на эту тему.

Существует мнение, что создать каталог, охватывающий потребности заказчиков чрезмерно затратно или вообще невозможно, что это потребует участия «миллиона специалистов» и т.д. Эта позиция далека от глубокой экспертной проработки каталога в качестве  инструмента, необходимого для развития всей системы закупок — как в целом по стране, так и у отдельно взятых заказчиков (кстати говоря, закупающих продукцию не только в рамках 44-ФЗ).

Итак, для чего же необходим Каталог, что  он должен представлять собой и реально ли его создать и поддерживать?

Об этом рассказывает генеральный директор компании «ИКС-ПРАЙС», управляющий партнер компании «Ценовые и контрактные решения» Е.Ю.Вдовин. В копилке опыта компаний —  участие в создании и сопровождении Справочника предметов государственного заказа (Московский региональный аналог федерального Каталога ТРУ) и Классификатора предметов государственного заказа города Москвы. Последнему прямых аналогов нет, поскольку никто в России, кроме Москвы, не брался решить задачу создания специального классификатора для нужд заказчиков, несмотря на то, что применяемый ныне ОКПД2 изначально не приспособлен для закупок. Кроме того, у компаний имеется опыт  участия в работах  по контракту на разработку системы ведения и тестовое наполнение Каталога товаров, работ, услуг, создаваемого Минэкономразвития в рамках 44-ФЗ.

Говорит Е.Вдовин:

В настоящее время в госзаказе подробно прописана процедура, как закупать, но нет общеупотребимых описаний того, что закупать.  Заказчики, к примеру, бумагу для принтера могут назвать средством для хранения информации. В этом может быть  умысел, чтобы процедуру нашел конкретный поставщик, с которым есть договоренность, а может и не быть его, просто заказчики  формулируют название объекта закупки по-разному. Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация. Мы знаем, кто заказчик; знаем, сколько денег он потратил. А вот  что именно заказчик купил – не знаем!

Также заказчики присваивают разные коды ОКПД2, произвольно описывают закупаемую продукцию, по своему усмотрению формируют наименование контракта. Так как одни и те же товары, работы, услуги называются по-разному, их поиск, систематизация, контроль и анализ крайне затруднены. Недостаточно подробное описание  существенных характеристик приводит к риску поставки некачественных товаров, а излишние требования – напротив, к  «заточке» под возможности конкретного поставщика. Некорректная кодификация нарушает статистику закупок.

Для решения указанных проблем и необходимо разработать Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных закупок. Номенклатурные позиции Каталога требуется снабдить корректными наименованиями, необходимыми характеристиками и описаниями, кодифицировать по ОКПД2 и другим используемым классификаторам. В результате будут созданы  каталожные  наименования и описания, используемые при формировании объекта закупки, которыми будут оперировать все заказчики.  Также нужно предоставить заказчикам снабженную максимально удобным функционалом информационную систему для работы с Каталогом  и обеспечить  обязательный выбор из него  закупаемой Заказчиком продукции.

В упрощенном виде процесс формирования Каталога  можно представить  следующим образом. В соответствии с потребностью заказчика создается номенклатурная позиция Каталога, например, «Вода питьевая негазированная высшего качества в бутылях 19л». Путем анализа рынка собираются сведения о функциональных аналогах, то есть конкретных товарах, соответствующих предъявляемым заказчиком требованиям. В итоге созданная позиция содержит наименование, описание и перечень значимых для заказчика характеристик и их значений. Как раз этой многократно дублируемой работой и занимается сейчас «миллион специалистов»! Сколько заказчиков закупают такую воду, столько раз и повторяется процесс.

В докладе Минэкономразвития о работе контрактной системы  в I полугодии 2016 года  указано следующее:

«По состоянию на 30 июня 2016 г. в ЕИС зарегистрировано 258 374 организаций-заказчиков, из которых в текущем году фактически осуществляют закупочную деятельность 186 287 заказчиков.

На официальном сайте ЕИС в I полугодии 2016 г. было размещено 1 530 948 извещений об осуществлении закупок на сумму около 2,54 трлн. руб.».

По данным исследований компании «ИКС-ПРАЙС» в спецификации одного контракта в среднем содержится 15 позиций. Таким образом, в I полугодии 2016 года заказчики должны были сделать описания для 22,5 млн. позиций товаров, работ, услуг. По опыту работы с объектами закупок в городе Москве и результатам исследований контрактов, содержащихся в  ЕИС, около 80% номенклатуры закупок являются стандартными, типовыми. То есть, заказчики 18 млн. раз описывали типовые закупки: яблоки, шприцы, бензин, стиральные порошки и прочие подобные товары.

Но ведь указать на необходимый предмет гораздо легче, чем подробно описать его!

Именно для того, чтобы тысячи, а для часто закупаемых видов продукции, сотни тысяч (!!) раз не делались запросы информации для анализа рынка, не формировались бесконечно варьируемые описания с целью дальнейшей организации закупки продукции с одинаковыми на самом деле характеристиками, и создается Каталог. И вот тогда формированием описания закупаемой продукции будет занято во столько же раз меньше специалистов, сколько раз производится закупка идентичной продукции!

Но это только малая часть пользы, которую принесет качественный Каталог! Кроме сокращение затрат на описание одинаковых объектов закупок, применение Каталога решит еще целый ряд ключевых задач. Например, кардинально облегчится поиск в Единой информационной системе, что даст возможность учета и контроля закупок, а значит – полноценного управления. Также появится возможность организовать процесс ценового мониторинга и определения референтных цен.

Конечно, не все позиции Каталога могут быть стандартными, то есть, сохранять неизменным свое описание при формировании объекта закупки. Описания и характеристики технически сложных изделий, работ, услуг будут варьироваться, однако этот процесс также можно поставить под контроль, сформировав стандартные форматы описаний, справочники характеристик и их допустимых значений, а также справочники видов работ и услуг.

Считается, что потребности заказчиков настолько разнообразны, что количество позиций Каталога будет бесконечно велико. Но анализ закупаемых заказчиками товаров, работ и услуг показывает, что 75% закупок приходится менее чем на 500 классификационных группировок, для заполнения которых потребуется около 200 тысяч позиций Каталога. Эта задача безусловно выполнима.

Начать формирование Каталога целесообразно с нескольких тысяч наиболее востребованных позиций, в том числе используя уже имеющиеся региональные разработки.

Стоимость создания и сопровождения  Каталога зависит как от количества, так и от полноты информации о каталожных позициях. Цена разработки одной позиции может находиться в диапазоне от ста до нескольких тысяч рублей. В целом создание общероссийского Каталога из ста-двухсот тысяч позиций мы оцениваем в несколько сотен миллионов рублей. Эффект же от внедрения каталога по самым консервативным оценкам составит десятки миллиардов рублей ежегодно!

В рамках одной статьи невозможно осветить все вопросы, касающиеся создания Каталога. Например, за чей счет будет финансироваться создание и сопровождение Каталога, в каком порядке будут определяться референтные цены или как будут заноситься в каталог отсутствующие необходимые заказчикам позиции. Разговор может быть продолжен.

Задача создания Каталога настолько масштабна и сложна, что справиться с ней в одиночку не способно ни одно ведомство или компания. Каталог должен стать результатом скоординированных действий заказчиков, производителей и поставщиков продукции, специалистов в области каталогизации и информационных систем.

Для справки:

Из Доклада Министерства экономического развития РФ  «О результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за I-III кварталы 2016 года»:

В рамках совершенствования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в настоящее время прорабатываются следующие вопросы.

  1. Введение каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которое обеспечит:

 повышение прозрачности закупок и снижение коррупционных рисков за счет введения единообразных наименований товаров, работ, услуг, использование которых заказчиками будет обязательно при планировании и осуществлении закупок;

повышение конкуренции при осуществлении закупок за счет улучшения условий для поиска участниками рынка интересующих их закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

снижение издержек заказчиков за счет стандартизации подходов к описанию объектов закупок;

снижение рисков совершения заказчиками непреднамеренных ошибок при планировании и осуществлении закупок  посредством включения в каталог информации о действующих нормативных правовых актах, определяющих порядок осуществления закупок конкретных товаров, работ, услуг;

повышение эффективности контроля закупок, в том числе общественного, за счет расширения возможностей по поиску и анализу информации о закупках.

Статья в газете «Ведомости» № 4193 от 31.10.2016 г.

 

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!