Актуальные вопросы экспертизы цен по 44-ФЗ и 223-ФЗ обсудили на конференции специалистов по ценообразованию в закупках — ЦКР
Ценообразование в закупках - значительный резерв в повышении их эффективности. Узнайте больше о том, как это достичь, познакомившись с нашими методиками и сервисами. Закупайте, не переплачивая!
г. Москва, Столешников пер., д. 11, оф. 204
8(495)565-32-57 info@pricecontract.ru

Актуальные вопросы экспертизы цен по 44-ФЗ и 223-ФЗ обсудили на конференции специалистов по ценообразованию в закупках

5 апреля 2018 года в городе Москве состоялась  I-я Практическая конференция «Экспертиза цен закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ: как обоснование цены обеспечивает эффективность расходования средств заказчиком» (Охотный ряд, д. 2, подъезд 9, зал «Москва»).

Главными вопросами конференции, собравшей около 120 участников из числа крупнейших заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ, стала проблематика ценообразования в закупках, обеспечения качества и цены закупаемой продукции и экспертизе цен, как одного из инструментов эффективного расходовании средств организациями.

В мероприятии приняли участие федеральные и региональные органы власти, в частности, Аппараты Совета Федерации и Государственной Думы, Минобороны, Минюста, Минздрава, Минэкономразвития, Минкомсвязи России,  структуры Правительства города Москвы, Московской, Калининградской, Нижегородской, Самарской, Тверской, Тульской, Челябинской областей, Пермского края, компании с государственным участием: ПАО «Газпром», ПАО «Росгеология», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Россети», ГК «Ростех», ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения», Фонд развития промышленности и многие другие.

Тон  конференции задали выступление И.А.Гехт, заместителя председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и приветственное слово  О.И.Бочкарева, заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.

Так, Ирина Альфредовна Гехт назвала задачу определения достоверной цены назревшей и одной из актуальных. В её выступлении были затронуты вопросы, напрямую касающиеся каждого человека: закупка по низким ценам для детских образовательных учреждений некачественных продуктов питания, что приводит к плачевным последствиям, таким как отравление детей. Вопрос ценообразования и закупки необходимой и качественной продукции для заказчиков является первостепенным для обеспечения эффективности расходования денежных средств и результативности закупок.

Управляющий партнер экспертной организации по ценообразованию в закупках «Ценовые и контрактные решения» Е.Ю. Вдовин представил проект построения системы ценообразования в закупках, которая позволяет минимизировать влияние существующих проблем при формировании цены закупок и выстроить закупочный процесс, реализуя принцип эффективного расходования средств. Одним из элементов такой системы является экспертиза цен закупок, позволяющая обеспечить до 10 % реальной экономии средств в закупках.

В ходе последующих выступлений представителей госкомпаний и субъектов Федерации обсуждались актуальные вопросы методологии обоснования цен и эффекты, достигаемые корректным обоснованием цен закупок.

В частности, А.В. Кочергин, первый заместитель руководителя проектного офиса «Городское агентство управления инвестициями» (ГБУ «ГАУИ») – экспертной организации по проверке НМЦ в городе Москве, осветил опыт столицы в реализации действующей на практике системы ценообразования. Спикер ознакомил участников с технологией реализации процедуры экспертизы цены, начиная с подачи заявки на проведение проверки, заканчивая выдачей экспертного заключения о достоверности начальной (максимальной) цены контракта (договора). Был описан положительный опыт разработки системы стандартизации закупок, а также разработки предельных ценовых показателей. В выступлении был отмечен значительный положительный эффект от реализации действующей системы ценообразования.

Доклад начальника управления реализации антикоррупционной политики ПАО «Россети» Е.М. Бабенко содержал обзор системы закупок, построенной на основе антикоррупционных принципов. Система базируется на разработанном и принятом в компании Едином антикоррупционном стандарте о закупочной деятельности ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» и включает контроль и проверку закупочной документации на всех этапах закупочного процесса. В докладе был описан эффективный элемент начальной стадии планирования закупочной деятельности, предусматривающий обоснование предмета закупки с позиции цели ее осуществления, что позволяет отказаться от закупок по завышенным ценам и достигать экономии средств. Также в ПАО «Россети» ведется процесс унификации форм документов и заложен эффективный порядок утверждения начальной (максимальной) цены по минимальному ценовому предложению, что дало экономию до 8 %. С ноября 2017 года внедрена практика проверки достоверности определения НМЦ. Ценовая экспертиза в компании проводится с привлечением независимых экспертных организаций – это нововведение тоже дало видимую экономию денежных средств. «Проект пилотный, отрабатываем на головной компании, если все будет хорошо,  то, соответственно, будем распространять на ДЗО», – сообщил спикер.

Директор по ценообразованию и обеспечению закупочной деятельности ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» К.С. Костюкова в своем выступлении отразила реализованную практику эффективного процесса ценообразования, основанного на постоянном обучении и профессиональной подготовке специалистов предприятия. Особое внимание уделяется подготовке специалистов-ценовиков в предметной, технической области. Докладчица отметила важность постоянного взаимодействия различных подразделений и структур заказчика, ведение открытого диалога между специалистами заказчика в рамках подготовки закупки. В докладе описывались дополнительные методы определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, которыми может воспользоваться заказчик в случае невозможности применения основных методов, регламентированных Федеральным законом о контрактной системе № 44-ФЗ: сметный метод, расчетный метод, экспертный метод. Участники ознакомились с источниками информации и инструментами ценообразования, предоставленными в пользование специалистам ГК ОрВД. Кроме того, были подняты и обсуждены проблемы осуществления процедур закупок в рамках 44-ФЗ для ГУП и МУП со сложной организационной структурой.

Выступление директора Института повышения конкурентоспособности, эксперта по антимонопольному законодательству А.С. Ульянова было посвящено конструктивной критике аукционной процедуры закупок. Отбор поставщика только по ценовому критерию приводит к монополизации рынков, появлению фирм-«дублеров», фирм-«таранов» и т.д., снижению качества поставляемой продукции, разрыву цепочек доверия, разрушению программ партнерства, и, в конечном итоге, недееспособности российской промышленности. В завершении своего доклада спикер предложил: «Конечно, нужно по примеру ЕЭС вводить директиву о запрете использования только одного ценового критерия и добиваться этого, говорить об этом на всех уровнях. И, возможно, мы ситуацию изменим».

Руководитель ГБУ Пермского края «Центр организации закупок» Д.В. Плесовских рассказал об опыте формирования и функционирования нового учреждения, включающего 4 отдела: отдел мониторинга планов-графиков, отдел экспертизы начальных (максимальных) цен закупок, отдел регистрации контрактов и договоров и отдел нормативно-справочной информации (НСИ) – все отделы находятся в единой структуре и работают в рамках Региональной информационной системы (еще одно нововведение в Пермском крае). Амбициозная идея создания подразделения принадлежит губернатору Пермского края, а работа учреждения построена на основании опыта города Москвы. Учреждение после своего создания в ноябре 2017 года вышло на ритмичный и системный режим работы. В дальнейшем, планируется расширение функционала отделов в сторону формирования технических заданий, консультирования заказчиков в части формирования закупки, создания и ведения ценового справочника, построенного на основании СПГЗ (справочник предметов государственного заказа – результат работы отдела НСИ).

Поделился опытом регионов также О.Н. Руссков, представитель Управления по контролю в сфере закупок Самарской области, где предусмотрены методические правила формирования цен закупок, повышающие эффективность расходования бюджетных средств. На уровне распоряжения Правительства  Самарской области предусмотрена обязанность заказчиков по обоснованию цены планируемой закупки, исключается возможность использования  для обоснования НМЦК коммерческих предложений с закрытой ценой или полученных от  аффилированных лиц, предусмотрено требование об использовании для обоснования НМЦК минимального достоверного ценового предложения, а также требование о проведении внешней экспертизы приемки некоторых видов продукции. Управление создано в феврале 2017 года и осуществляет контроль процедуры закупки, а также внутренний финансовый контроль в части планирования и исполнения контрактов, в том числе контроль достоверности определения цен закупок.

Об организации экспертизы цен закупок в своем учреждении рассказала руководитель службы организации закупок Фонда развития промышленности Н.В. Панова. Экспертиза цен осуществляется с привлечением независимых экспертных организаций, отбор которых проводится на конкурентной основе – в Москве имеется несколько участников на рынке данных услуг. Отбор исполнителя осуществляется на основании критериев: цена услуги, опыт работы на рынке, деловая репутация и квалификация трудовых ресурсов. Возможно применение такого критерия как выполнение контрольного примера. Привлечение внешних экспертных организаций для ценовой экспертизы целесообразно при небольшом количестве крупных, сложных и значимых закупок, для которых собственных ресурсов организации может оказаться недостаточно, а потенциальный эффект экономии — весомый. Спикер рассказала об условиях контроля качества оказания услуг экспертными организациями, о порядке формирования цены на услугу экспертизы цены, а также об опыте использования практики других заказчиков экспертизы (например, Правительства города Москвы).

В завершении конференции специалист экспертной организации по ценообразованию в закупках «Ценовые и контрактные решения» М.Н. Селева предложила к рассмотрению практические вопросы в части методологии определения цен закупок. Были рассмотрены актуальные проблемы ценообразования, выявленные в ходе экспертизы цен закупок, и предложены возможные пути решения данных проблем. Обсуждались вопросы выбора метода определения начальной (максимальной) цены контракта (договора). В случае выбора затратного метода расчета цены перед заказчиками встает вопрос определения объема трудозатрат – в ходе выступления были рассмотрены способы определения трудозатрат и случаи их применения. Кроме того, участники конференции обсудили проблему выбора соответствующего рынка с учетом условий закупки.

Особый интерес участников конференции вызвала проблематика стандартизации закупочного процесса, методологии ценообразования, организация проведения проверки достоверности определения цены закупок, в том числе с привлечением независимых экспертных организаций, инструменты и пути решения проблем качества продукции и её цены.

Все участники конференции признали существенный практический эффект экспертизы цен, целесообразность дальнейшего развития этих наработок, а также профессионализацию данной деятельности в рамках формируемого сообщества экспертов — Ассоциации специалистов по ценообразованию.

Ключевые вопросы Конференции нашли отражение в резолюции, которую  планируется направить профильным федеральным органам исполнительной власти, всем заинтересованным в повышении эффективности расходования средств организациям и заложить в основу дальнейшего развития тематики ценообразования в закупках.

Посмотреть видеоотчет и запросить материалы I-й Практической конференции (>>>).

 

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!