КОРПОРАТИВНЫЕ ЗАКУПКИ: ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЗРАЧНОСТИ — ЦКР
Ценообразование в закупках - значительный резерв в повышении их эффективности. Узнайте больше о том, как это достичь, познакомившись с нашими методиками и сервисами. Закупайте, не переплачивая!
г. Москва, Столешников пер., д. 11, оф. 204
8(495)565-32-57 info@pricecontract.ru

КОРПОРАТИВНЫЕ ЗАКУПКИ: ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЗРАЧНОСТИ

02.10.2015 г.

К принятию поправок в 223-ФЗ, регулирующий закупки компаний с государственным участием, нужно подходить без спешки. При этом необходимо рассмотреть возможность распространения единых правил закупочной деятельности на все закупки крупного корпоративного сектора. С таким предложением выступил первый вице-премьер Игорь Шувалов 2 октября на панельной дискуссии «Правильные корпоративные закупки. Как развить конкуренцию?», организованной Открытым правительством в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи–2015».

Надо с этим законом чуть повременить и, может быть, сделать даже так: 223-ФЗ сделать более жёстким, а на корпорации без государственного участия, если это публичные компании, нужно возложить ответственность, которая сейчас проистекает из 223-ФЗ», — сказал Игорь Шувалов в ходе панельной дискуссии.

Видеозапись выступления И.И.Шувалова.

Таким образом, эти компании обязаны будут покупать продукцию по определённой корпоративной процедуре, рамки которой должны быть заданы законом. Закон можно было бы распределить сначала на публичные компании с годовым оборотом свыше 5 млрд рублей, а новую процедуру запустить с 1 января 2017 года.

По мнению Игоря Шувалова, время рецессии и отсутствия «лишних денег» лучше всего подходит для изменения правоприменительной практики в части закупочной деятельности. А наиболее эффективным инструментом для совершенствования закупочной деятельности компаний должны стать «неподкупные, совершенно прозрачные электронные торги», считает первый вице-премьер. При этом нужно определить в законе требования к площадкам и их количество и дополнительно определить, кто будет осуществлять за ними контроль.

Если мы научимся поддерживать конкуренцию не только при крупных закупках, но и малого и среднего бизнеса, в принципе, это для структуры нашей экономики будет большой рывок вперёд. Через 3–5 лет уже будет совершенно другая ситуация», — считает Игорь Шувалов.

Поправки в 223-ФЗ необходимо сделать более комплексными, осознанными и взвешенными, а не вносить фрагментарные изменения, сказал первый вице-премьер.

По мнению экспертов и чиновников экономического блока, изменения в 223-ФЗ давно назрели. Чтобы исправить ситуацию, Минэкономразвития разработало поправки в 223-ФЗ, они приняты Госдумой в первом чтении, уже подготовлены предложения ко второму чтению законопроекта.

Закупки госкомпаний и госкорпораций далеки от прозрачности: по данным ФАС, почти 90% закупок приходится на единственных поставщиков. Говорить в таких условиях о конкуренции и поддержке малого бизнеса нельзя, признал в ходе дискуссии глава ФАС Игорь Артемьев.

Видеозапись выступления И.Ю.Артемьева.

Он обратил внимание на необходимость прописать в 223-ФЗ понятие конфликта интересов — в ФЗ-44 оно уже прописано. Кроме того, по его словам, необходимо активно включать в работу советы потребителей. Они уже сформированы при восьми естественных монополиях при участии Экспертного совета при Правительстве РФ

Мы как тарифный орган будем обязательно учитывать это в своей работе, и они должны давать свою независимую точку зрения», — подчеркнул глава ФАС.

Совершенствовать закупочную деятельность госкомпаний поможет, по словам Игоря Артемьева, и Стандарт закупочной деятельности, который уже разработан.

В компаниях хорошие технологические цепочки построены, но есть проблема: когда хотите — применяете, а когда не хотите — не применяете. Должна быть обязательность соответствующих процедур, от которых по собственному желанию невозможно будет уходить», — подчеркнул Игорь Артемьев.

Не способствует прозрачности закупок и наличие многочисленных электронных торговых площадок, которые никак не контролируются. Возникают опасения, что площадки зарабатывают на предоставлении специфических услуг, отметил замглавы Минэкономразвития Евгений Елин.

Мы предполагаем внести в законопроект предложение, что электронные площадки должны быть одобрены этим законом. Это делается для повышения прозрачности, чтобы мы могли быть уверены, что площадки используются для справедливых торгов», — сказал замминистра.

Видеозапись выступления Е.И.Елина.

А недостоверная стартовая информация не даёт поставщикам сориентироваться: сейчас 565 заказчиков позиционируют себя как госкомпании, что не соответствует действительности.

По данным аудитора Счетной палаты Максима Рохмистрова, экономия при закупках госкомпаний значительно меньше, чем при госзакупках: 0,5% против 7,5%. По его мнению, ресурс модернизации 223-ФЗ уже исчерпан: оценить эффективность закупочной деятельности он не позволяет. При этом, чем ближе к 44-ФЗ положение о закупках той или иной компании, тем эффективнее закупки и выше экономия.

Видеозапись выступления М.С.Рохмистрова.

Моя личная позиция — можно попытаться его модернизировать, но в целом кардинального изменения не произойдёт. Мы будем несколько лет набивать шишки и в итоге придём к 44-ФЗ», — сказал аудитор Счётной палаты. 

http://open.gov.ru/events/5513960/

Позитивными практиками управления закупками, путями решения стоящих перед корпоративным сектором задач поделились также представители государственной корпорации «Росатом», госкомпаний «Российские железные дороги»  и «Россети».

Видеозапись представителей государственных компаний и корпораций.

Полная видеозапись круглого стола.

 

 

 

 

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!